Психогенный кашель у детей

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье. 

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка.

Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу.

В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое. 

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов.

Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма.

Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза). 

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент.

Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом.

При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых. 

Психогенный кашель у детей
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания. 
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию. 
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними. 

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

Психогенный кашель у детей
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

  • Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье. 
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала). 

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия. 

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша. 

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная.

Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем.

Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Психогенный кашель у детей
Основным способом лечения неврозов является психотерапия. 

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут. 
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин; 
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах —  нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Что такое психогенный кашель ???? симптомы и лечение | Волковыск.BY

  • 12 июл. 2020 г.
  • Комментариев нет

Психогенный кашель у детей

✅ По статистике у 10% детей с хроническим кашлем диагностируют психологические расстройства.

❎ Одной из главных причин психогенного кашля у детей является перенесенный стресс.

Такой кашель может быть одним из видов тиков (навязчивых движений, навязчивых сокращений мышц), а именно вокальными тиками. Его называют психогенным кашлем или “кашлем симулянта”.

И возникает он под действием стрессов, тяжелых психоэмоциональных ситуаций, у детей, находящихся в состоянии повышенной тревожности.

Для каких детей характерен психогенный кашель

  • Как правило, это умные и смышленые дети, со множеством увлечений и интересов. Они имеют много нагрузок в школе и занятий после уроков.
  • Эти дети эмоционально чувствительны, ранимы, болезненно реагируют на критику.
  • Могут иметь проблемы со сверстниками в коллективе и казаться окружающим упрямыми и гордыми.

Причины, способствующие возникновению психогенного кашля

  1. Главная роль в возникновении тиков (кашля в т.ч.), принадлежит неблагоприятной, психотравмирующей обстановке в семье. Среди таких факторов — жестокое обращение с ребенком или с близкими ему людьми (чаще – с мамой). Так же, среди причин выделяют просмотр фильмов ужасов, стресс из-за посещения садика или школы.

  2. Школьные экзамены, конфликты со сверстниками и учителями могут способствовать усилению тиков. Замечено, что кашель усиливается в присутствии родителей, врачей, учителей.
  3. Способствующим фактором в возникновении тиков является осложненное течение беременности и родов.

  4. Так же кашель может возникать в следствие копирования кашляющего близкого родственника, имеющего хроническое заболевание легких.
  5. Если во время болезни (бронхита, ОРЗ и др.

    ), ребенок был окружен встревоженными родственниками, которые много внимания обращали на болезнь, кашлевой рефлекс может закрепиться и длительно сохраняться, обостряясь во время следующих болезней.

Особенности кашля

  • Кашель может начинаться в раннем возрасте (3-4 года), наиболее часто встречается у детей в возрасте 4 -8 лет.
  • Кашель сухой, навязчивый, постоянный. Характер кашля не меняется в течение длительного времени.
  • Бывает только в дневное время и никогда – во время сна. Кашель усиливается вечером и обостряется осенью и зимой.
  • Не сопровождается другими симптомами поражения органов дыхания. Никогда не бывает мокроты при таком кашле.
  • При быстром разговоре, чтении стихов, кашель уменьшается или исчезает.
  • Не усиливается при физической нагрузке.
  • Нет эффекта от приема отхаркивающих, противокашлевых препаратов, антибиотиков.
  • В подростковом возрасте может усиливаться.
  • Редко длится более года.
  • В большинстве случаев, самостоятельно проходит до 18-ти лет.

Психогенный кашель у детей

Лечение психогенного кашля

  1. Создание психологически комфортной обстановки дома и в садике (школе).
  2. Не стоит акцентировать внимание на кашле, ругать и наказывать ребенка за это. Это может только усилить кашель в дальнейшем. Наоборот, нужно обращать внимание на то, какие факторы провоцируют приступы кашля у ребенка, чтобы избегать их.
  3. Рационализировать режим дня ребенка: нормализовать ночной и дневной сон, исключить или значительно уменьшить время, проводимое перед телевизором и за компьютером.
  4. Рекомендуются регулярные физические нагрузки: лечебная физкультура, посещение спортивных секций.
  5. Желательно ограничить продукты, содержащие кофеин (чай, кофе, шоколад и др.), употреблять те продукты, которые содержат магний (зеленые овощи, орехи и др.).

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Психогенный кашель у детей

Зачастую психологические аспекты многих соматических состояний детей не учитываются родителями и педиатрами. Однако трудно не согласиться с тем, что состояние здоровья ребёнка (и взрослого) – это зеркало его физического, психического состояния, отношений в семье.

В научной литературе имеются различные исследования, посвященные изучению влияния депривации, разлуки с родителями (например, в больнице, домах малютки) на физическое и психическое состояние ребёнка.

Существует множество заболеваний и функциональных расстройств, которые имеют психосоматическую природу.

У детей начиная с дошкольного и школьного возрастов психологическое состояние может отражаться в сложных, дифференцированных физических симптомах (рвота, диарея, головная боль, энурез, кашель и т.д) (Исаев,2001). Хотелось бы поговорить о психогенном кашле у детей.

  • Характеристики психогенного кашля:
  • * Первоначально сопутствует острому инфекционному заболеванию верхних или нижних дыхательных путей, но персистирует после полного разрешения других симптомов.
  • * Громкий, сухой с металлическим оттенком, часто сопровождается «театральными» движениями.
  • * Усиливается во время школьных занятий, при осмотре врача.
  • * Провоцируется при затрагивании неприятной для ребёнка темы.
  • * Характерен для детей с предрасположенностью к обессивно-компульсивным расстройствам (тики, логоневрозы).
  • * Закрепляется при повышенной тревожности родителей.
  • * Прекращается во время сна.
  • Особенности личности и поведения при психогенном кашле:

Labliardt(1983) считает, что ка­шель означает в переносном смысле освобождение от невыполнимых эмоций, на­пряжения и конфликтов, которые связаны с гневом, агрессией или страхом. Что­бы понять их значение, необходима позитивная эмоциональная диагностика.

У представителей различных культур, где учтивость и оказание знаков внимания очень важны, часто встречается повышенный кашлевой рефлекс. Таким способом человек освобождает окружающих и нагружает себя.

Ритуализированная вежливость не позволяет пациенту открыто говорить о конфликтах. Он уже в раннем детстве научился «проглатывать» обиды («Когда взрослые разговаривают, ребенку следует помолчать!»).

В анамнезе паци­ентов с хроническим кашлем постоянно приходится сталкиваться с игнорирова­нием собственных потребностей, избеганием конфронтации и подавлением агрес­сивных тенденций («Умнейший уступит», «Только не спорьте!», «Дети должны слушаться!»).

В кашле можно увидеть первый осторожный амбивалентный про­тест против концепций семьи и окружающего мира. Человек, который кашляет, может быть уверен, что окружающие рефлекторно поворачиваются к нему. Кашлем можно мешать, злить, провоцировать и ранить.

«Я кашляю тебе что-то» означает: «Я не готов исполнить твои желания, но я не могу сказать тебе «нет», потому что не хочу тебя травмиро­вать» (в случае отношений)(Н.Пезешкиан, 2006).

Необходимо помнить, что дети раннего возраста любят подражать взрослым, поэтому, например, если дома кашляет дедушка, то ребёнок может просто «повторять» за ним.

Я отнюдь не говорю о том, что, если у ребёнка астма, например, то мы должны выбросить все лекарства и отправить ребёнка к психотерапевту. Нет, я бы сказала, что это делать преступно. Нужно просто знать особенности личности таких детей, эмоциональные предпосылки, известные науке, которые могут являться звеном одной цепи.

Случаи из практики

В своей практике я наблюдала детей с психогенным кашлем в структуре соматических заболеваний. Хочу поделиться такими случаями, т.к. они могут быть полезными родителям, врачам, психологам, педагогам и мне, для закрепления в памяти.

1) Мальчик, 11 лет. Страдает ДЦП, спастическая диплегия. Передвигается с помощью мамы и в коляске. 2 года назад диагностирована бронхиальная астма (атопическая, бытовая сенсибилизация). Поступил с жалобами на частый затяжной кашель, возникший на фоне ОРВИ. В лёгких хрипов нет. Утром отмечается ощущение тяжести в груди, затруднения вдоха. Обследован, подтверждена атопия.

Вирусы не обнаружены, в посеве мокроты тоже всё благополучно. Мальчик очень умный, развитый. Отмечаю, что как только я захожу в палату, он начинает кашлять. Увидела, что его мама ходит с ним в туалет (ввиду ограниченной возможности самостоятельного передвижения мальчика). Спросила у мамы, нет ли кого-то мужского пола, чтобы ему в этом помогать. Оказалось, что нет.

Лечу мальчика: ингаляции иГКС, вентолина, сумамед (подозревала микоплазмы, хламидии) и т.д. – кашель не проходит. Всё так же реагирует кашлем на мой осмотр. Вдруг на отделении у другого мальчика появляются симптомы вирусного гастроэнтерита, возникает опасность «вспышки» что обычно бывает при огромном поступлении больных, скученности.

Заведующий говорит мне: «Выписывай своего мальчика скорее, а то он заболеет тоже». А я не могу, думаю, ведь у него всё так же кашель, ничего не изменилось, ничего не обнаружилось. Да, есть астма. И не выписала. На следующий день захожу в палату, мой пациент не кашляет при виде меня. Сидит поспокойнее. Мама говорит: «его 2 раза вырвало ночью, но зато не слышала, чтобы он сегодня кашлял».

И я тоже не слышу. Вот так я «вылечила» мальчика. Клин клином вышибают, как говорится. Конечно, это временное явление, и кашель вновь будет спровоцирован неприятными для ребёнка ситуациями. Для меня этот случай очень важен: я убедилась, что здесь имеются психологические причины, которые при астме я и так наблюдала примерно в 70% случаев.

И, конечно, явно травмирующим является для 11-летнего мальчика поход в туалет с мамой. Я ни в коем случае не осуждаю маму, может, дома у ребёнка есть возможность и приспособления для самостоятельного посещения туалета. Думаю, что всё у этого замечательного мальчика будет хорошо. Интересное явление: при появлении нового более сильного раздражителя меняется или исчезает реакция на старый.

Вот почему, на мой взгляд, очень важно, чтобы больной ребёнок играл в игры, занимался творчеством – нужно переключаться на что-то другое, позитивное. Это очень важно для выздоровления!

Читать еще:  Кашель Сухой Приступообразный У Взрослого (Причины, Лечение)

2) Мальчик 9 лет. Поступил с жалобами на покашливание по утрам и вечерам и на занятиях в школе. 5 лет назад перенёс коклюш, до 7 лет часто болел ОРЗ. Учителя обратились к родителям: «ваш мальчик кашляет на уроках, бывает, сильно мешает вести урок». Осматриваю, провожу аускультацию, все необходимые анализы.

Даже бронхоскопию заведующий ему сделал. Консультация фтизиатра, бронхопровокационные пробы, аллергообследование, ЭХО-КГ. Ничего нет! И в отличие от моего первого пациента, этот мальчик ни разу при мне не покашлял, и в легких ни одного хрипа. Даже не верится, что в школе он мешает своим кашлем вести урок.

Обратила внимание, что мальчик очень замкнутый, на все вопросы отвечает односложно, по типу: «всё хорошо, нормально». Не смогла я до него «достучаться», чисто психологически понять: в ответ ни улыбки, ни удивления. Очень жаль.

До сих пор я считаю, что у мальчика был психогенный кашель, о своих предположениях я рассказала маме.

3) Мальчик 12 лет, из детского дома. Пациент не мой. Кашляет так, что слышит всё отделение. Громкий, металлический кашель, как через водопроводную трубу. Не помню точно, но вроде бы астма у него есть. В неплохом самочувствии, веселый, приступов удушья нет, только этот кашель.

Со всеми познакомился, подлечили его, в санаторий направили. За день до выписки крутится у сестринского поста, а там его лечащий доктор стоит. Мальчик говорит, что хотел бы ещё остаться в больнице. Озорно так добавляет: «смотрите, как я умею!».

И громко, артистично кашляет, прямо всем нутром… Где ещё столько внимания таким детям можно получить, как не в больнице? И свой лечащий доктор есть.

4) Мама двоих девочек: младшей 9 мес, старшей около 3,5 лет. Лечу острый обструктивный бронхит у младшей, старшая – за компанию, ринофарингит, ничего особенного. Мама очень тревожная, волнуется за младшую. Когда я беседую с мамой о младшей, старшая девочка всё время пытается переключить внимание на себя, мама раздраженно от нее отмахивается.

Выздоровели девочки, выписала. Через 2 недели звонок в ординаторскую от этой мамы: она чуть не плача, с такой же тревогой только про старшую – кашляет дочка. Наблюдается в поликлинике. Что тут по телефону скажешь? Успокоить если только.

Конечно, этот случай не очень показателен с точки зрения психогенного кашля, но ревность старшего ребенка очень чувствуется.

Мне кажется, что даже, если это случай просто повторного ОРВИ у старшей девочки, то всё равно родителям важно знать, что бессознательно ребенок может своё эмоциональное состояние выразить в болезнь: раз младшая кашляет, и мама с ней проводит больше времени, тревожится, то «заболеть» – это единственный способ добиться маминого внимания.

Читать еще:  Бурнаки от гайморита: как использовать для лечения

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 529 | Нарушение авторских прав

Кашель на нервной почве у ребенка (неврологический)

Кашель – не всегда признак респираторной болезни. Иногда он носит невротический характер и появляется из-за раздражения области коры головного мозга. Нервный кашель у ребенка характеризуется тем, что не наступает в спокойном состоянии, а учащается во время стресса.

Нервная одышка, возникающая на нервной почве: как называют еще, симптомы, лечение, берут ли в армию с дыхательным неврозом

Психогенная одышка – откуда берется

Одышка – это нарушение частоты, ритма и характера дыхания. Различают ее патологический и нервный тип.

При патологической одышке причина кроется в нарушении работы внутренних органов.

Психогенная или нервная одышка развивается, прежде всего, на фоне психических и нервных расстройств:

  • острый или хронический стресс;
  • психогении детства – возможно, в детском возрасте человек стал свидетелем возникновения приступа удушья по различным причинам. Например, картина утопления сопровождается судорожным заглатыванием ртом воздуха утопающим, характерным выражением лица;
  • неврастения, невроз, истерия;
  • депрессия;
  • фобии, тревожные расстройства;
  • нарушения работы вегетативной нервной системы – нейроциркуляторная дистония;
  • расстройства сна.

Симптом проявляется затрудненным дыханием. Оно становится поверхностным, с осложненным коротким вдохом и продолжительным выдохом. Ускоряется его темп, и даже если человеку удается вдохнуть глубоко, это не приносит ему особого облегчения. Такую работу легких называют дыханием загнанной собаки.

После неконтролируемых ускоренных дыхательных движений следует пауза, а после нее возвращается судорожное дыхание. Все это вызывает у человека тревожность и страх приближающейся смерти. Нередко возникает приступ панической атаки.

Искажение дыхательного ритма вызывает гипервентиляцию легких и напряжение межреберных мышц. Из-за этого развиваются ложные признаки стенокардии, кардионевроза. Пациента сопровождает слабость и недомогание, повышенная потливость, головокружение, холодные конечности и судороги.

Естественно, подобные симптомы наталкивают на мысль о сердечном недуге, но дело все в нервном перенапряжении.

К другим признакам невротической одышки относят:

  • ощущение сжатия в грудной клетке;
  • чувство нехватки воздуха;
  • контроль над процессом дыхания;
  • ощущение кома в горле;
  • приступы невротического кашля — он становится сухим и назойливым;
  • нервная зевота;
  • боль в межреберных промежутках;
  • рефлекторные движения для раскрытия грудной клетки, которые должны помочь сделать вдох — размах руками, выравнивание плеч, но они не приносят результата;
  • страх смерти.

Механизм развития и критерии отличия

 Каждая деятельность, в том числе и дыхательная, регулируется определенным отделом головного мозга. В состоянии стресса и нервного перенапряжения центральная и периферическая нервная система выходят из строя. Теряется контроль над центром дыхания в головном мозге, распространяется перевозбуждение, в результате чего ускоряется дыхание.

Легкие переполняются воздухом, вызывая гипокапнию, то есть в крови чрезмерно увеличивается количество кислорода, а углекислый газ снижается ниже нормы. Такой дисбаланс газов и вызывает приступ психогенной одышки.

Несмотря на то что симптомы ее проявления схожи с истинной одышкой, все-таки существуют некоторые критерии, позволяющие ее дифференцировать:

     Виды одышки
Критерии
Психогенная Истинная
Причина При обследовании внутренних органов не удается выявить Патология сердца, почек, легких и др.
Телесные симптомы Отсутствуют Бледность или цианоз кожи, бочкообразная грудная клетка, отеки
Изменение положения тела Не влияет на характер дыхания Смена положения может облегчать или провоцировать патологический симптом. Особенно часто усиливается после физических нагрузок.
Характер нарушений Непостоянный Постоянный
Периодичность Обостряется на погоду, в определенное время суток (у одних приступы случаются утром, у других – в ночное время). Проявляется чаще весной и осенью.
Кашель Не купируется медикаментозными препаратами Купируется в ряде случаев медикаментозно
Переключение внимание Все симптомы уходят, если перевести разговор в другое русло Одышка сохраняется, связь отсутствует

Дыхательный невроз

Существует много разновидностей неврозов, каждая из которых выделяется определенной группой симптомов. Одним из них является дыхательный невроз, который характеризуется, прежде всего, неврогенным расстройством дыхания.

Понятие было введено в обиход в 1871 году американским ученым Да Коста. Оно имеет несколько родственных названий: «респираторный невроз», «нейрореспираторный синдром», «дыхательная дистония».

Но чаще всего используют термин «гипервентиляционный синдром» (ГВС). На него приходится примерно 10% случаев. Среди больных есть как дети, так и взрослые.

Стоит отметить, что женщины страдают от этого недуга в несколько раз чаще, чем мужчины.

Причины появления синдрома делят на психические, органические, смешанные. Конечно, большинство (около 60%) приходится на психогенные факторы.

5% случаев включает в себя органическую этиологию. Сюда относят нарушения структуры ЦНС: энцефалопатии, гидроцефалия, воспаления оболочек мозга, а также такие заболевания, как сахарный диабет, гипертония, хронический бронхит. Иногда поводом становится прием некоторых медикаментов.

В течение болезни различают 3 группы признаков:

  • дыхательные;
  • психоэмоциональные;
  • мышечные.

I группа имеет несколько форм проявлений:                                                                                  

  1.  Пустое дыхание – чувство недостатка воздуха, его темп учащается.
  2. Кажется, что воздух с усилием поступает в легкие, ощущается ком в горле. К дыхательному акту привлекаются вспомогательные мышцы.
  3. Появляется предчувствие остановки дыхания, и человек вынужден контролировать его процесс, осознанно делая вдох.
  4. Зевание, стон, вздохи.

II группа симптомов включает в себя нервное перенапряжение и обеспокоенность своим состоянием. Больной не может расслабиться. У него появляются фобии, в частности, боязнь открытой местности и мест с большим скоплением людей.

  • К III симптоматической группе относят мышечный гипертонус, различные тактильные ощущения в виде покалывания, жжения, «мурашек по телу».
  • Такая триада признаков является типичным, ведущим проявлением болезни.
  • Заболевание характеризуется хроническим течением, при котором случаются обострения.

Вызывает криз негативная психологическая обстановка. Уникален способ снятия приступа – нужно подышать в пакет. В таком случае в нем концентрируется углекислый газ, который и вдыхает невротик. Газовый баланс восстанавливается, дыхание выравнивается. Это является первой помощью при создавшейся ситуации.

Что касается детей, то для них также характерна такая патология, как дыхательный невроз, причиной которого также становятся стрессы, фобии и тревожные расстройства.

Но стоит отметить, что главная роль в их возникновении отводится неблагоприятной обстановке в семье, причем это относится не только к грубому и неадекватному отношению к ребенку, но и к взаимоотношениям между родителями.

Постоянные ссоры и конфликты в семье, агрессия могут спровоцировать развитие психогенной одышки у детей.

Такие детки отличаются тревожностью и лабильностью (нестабильностью) настроения. У них замечаются вспышки гнева по мелочам, общая нервозность, отказ от общения с друзьями, нарушается сон.

Родителям стоит быть более бдительными и чувственными в воспитании ребенка.

Психогенная астма

Вообще, бронхиальная астма относится к патологии дыхательной системы. Ее развитие связано с изменением структуры бронхов на фоне иммунных сбоев, то есть является вполне конкретным заболеванием, к этиологии которого психические факторы не имеют отношения.

У людей, страдающих данным недугом, может развиться такое состояние, как психогенная астма. Это случается, когда приступы удушья – основного симптома болезни, провоцируются нервным перенапряжением, как положительным, так и отрицательным, тогда как в обычных случаях это происходит под действием холода, инфекций или физических нагрузок.

Под действием сверхэмоций происходит выброс гистамина. Это один из главных медиаторов воспаления. Он вызывает спазм бронхов. Как результат – сухой кашель, одышка и приступ удушья.

Часто психогенная астма развивается у женщин в менструальный период и у детей, чья психика еще довольно нестабильна, очень чувствительна.

Как выявляется

При возникновении проявлений одышки следует обратиться к врачу. В первую очередь, он должен проверить, не является ли симптом признаком физической патологии. Для этого врач проводит опрос пациента, а после приступает к объективному обследованию: осматривает, прослушивает больного.

Чтобы исключить болезни внутренних органов, назначается ряд обследований:

  • рентгенография;
  • аллергопробы;
  • КТ или МРТ;
  • ЭКГ, УЗИ сердца;
  • ОАК.

Не выявив патологию, врач отправляет больного к неврологу или психотерапевту.

Психотерапевт собирает психогенный анамнез, куда входят сведения о наличии психических расстройств, возможного психотравмирующего фактора, а также особенности развития в детстве.

Психологический анализ подразумевает исследование личности, в том числе — с помощью тестирования. Особенно эффективен Наймигенский опросник, который результативен в 90% случаев. Он был разработан голландскими пульмонологами. Включает в себя 16 позиций, характеризующих признаки ГВС. Их выраженность оценивается в пределах 0-4 балла.

В процессе неврологического осмотра проверяются неврологические симптомы, определяют повышенную потливость ладоней и стоп. Возможно проведение электромиографии.

Среди дополнительных обследований выделяют гипервентиляционную пробу, кислотно-основное обследование крови, а также баланс электролитов. Как правило, при неврогенной одышке выявляется дефицит магния и кальция в крови.

Как избавиться от чувства удушья

Вопрос о том, как лечить психогенную одышку, включает в себя широкий спектр способов.

Это можно попробовать сделать собственными усилиями.

  1. Принимать настои трав.
  2. Наладить режим дня. Сон – не менее 8 часов. Исключить переутомление.
  3. Отказаться от вредных привычек, так как они производят психостимулирующий эффект.
  4. Заняться спортом.
  5. Правильное питание – больше фруктов и овощей, меньше жирного, соленого и острого. Хорошо бы разнообразить меню продуктами с высоким содержанием магния: тыквенные и подсолнечные семечки, орехи, отруби пшеницы, финики, шпинат, какао.
  6. Теплые ароматизированные, массаж, закаливание.
  7. Дыхательная гимнастика – помогает увеличить уровень СО2  в крови, снизить частоту дыхания.

Бывает так, что нейрогенное расстройство дыхания проходит самостоятельно. Для этого достаточно было смены обстановки, причем как в позитивную, так и негативную сторону.

Вот история парня, страдающего длительное время нервной одышкой и избавившегося от нее незаметно для себя. Молодой человек страдал недугом 6 лет, начиная с 15-летнего возраста. Приступы удушья настолько преследовали его, что он боялся выйти на улицу, чтобы не задохнуться. После длительного обследования был поставлен диагноз: «гипервентиляционный синдром».

По достижении призывного возраста его забрали в армию (оказался годен). Этот факт прибавил еще паники. Служба была сродни аду. Но через полгода он вдруг понял, что приступы отступили. Он, наконец, мог дышать полной грудью. Было ощущение, что открылось второе дыхание, и для него это было на грани блаженства. Больше болезнь его не беспокоила.

Если с недугом не получается справиться самостоятельно, придется прибегнуть к помощи специалистов и медикаментозных средств.

  1. Психотерапия.
  2. Назначение успокоительных препаратов, антидепрессантов и транквилизаторов. Витамины В, D, препараты магния и кальция, а также бета – блокаторов.
  3. Специальные аппараты, тренирующие дыхание и позволяющие нормализовать его ритм. Они восстанавливают дыхательную частоту, расслабляют мышцы. Терапия проходит в виде игры, позволяет выработать самоконтроль, наладить психоэмоциональный фон, повысить устойчивость к стрессогенным факторам.
  4. Физиотерапия – магнитотерапия, электрофорез, гальванизация, грязелечение.
  5. Санаторно-курортный отдых.

Нервная одышка, не являясь признаком физической патологии, тем не менее, опасна для здоровья. Ее возникновение требует немедленного терапевтического вмешательства, чтобы не допустить стойких психических расстройств и изменения личности.

Техника дыхательной гимнастики

Данная техника была предложена А.М. Вейном, занимающимся изучением нарушений в работе ЦНС.

Старайтесь выполнять гимнастику в одно время, не ранее 2 часов после приема пищи. Не выполнять после нахождения на солнце и длительных физических нагрузок.

Перед выполнением проконсультируйтесь с врачом.

Для начала делайте вдох длиной 4 секунды, а выдох – 8с. Повторите 15 раз. Если ощущаете дискомфорт, сократите соотношение до 3к 6. Главное, чтобы вдох и выдох шли в пропорции 1:2.

Если такой режим вам подходит, можете увеличить длительность дыхательных движений до 5 к 10с или 6 к 12с. Когда вы выберете для себя подходящий ритм, соблюдайте его на протяжении месяца. Количество циклов не должно превышать 20 за день.

Через 1 месяц увеличивайте количество циклов (вдох – выдох) на один каждые 5 дней, доводя до 40 повторов в день.

Через месяц на протяжении 2 недель прибавляйте к вдоху и выдоху по 1 и 2 секунды соответственно. Максимально возможные значения:

  • длина вдоха – 30 сек;
  • длина выдоха – 60 сек.

Превышать обозначенное время нежелательно.

Обратите внимание! В процессе гимнастики вас не должны сопровождать такие ощущения как тахикардия, тошнота и головокружение, онемение конечностей, зевание, учащение дыхания, нарушение его ритма и другие неприятные ощущения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *